Раскопав египетские пирамиды, современные археологи обнаружили горшки, наполненные медом, который не испортился за тысячи лет. С тех пор людей мучает вопрос, действительно ли мед - это "вечный" продукт.
Количество коммерческих ульев на фермах растет, несмотря на нависшую над некоторыми видами пчел угрозу, свидетельствуют последние данные Евростата. Лидер среди европейских стран — Румыния.
Из этих опытов можно было сделать только один вывод: место действительно сигнализируется сборщицами.
Но в чем же заключаются особенности такого сигнала?
Этого нельзя было выяснить, не заглянув в улей еще раз.
Предварительно две партии пчел из одной и той же семьи пометили на двух кормушках двумя красками: на кормушке, установленной в десятке метров от улья, - синей меткой, в 300 метрах от того же улья - красной.
Наблюдатели сидели с двух сторон односотового стеклянного улья и выжидали.
Не много было у них шансов надеяться на то, что простым глазом удастся обнаружить разницу в поведении синих и красных пчел. Но прежде чем думать о том, как вести исследование дальше, если разница не будет обнаружена на глаз, надлежало проверить, не оправдается ли надежда, которая подсказала им схему описываемого опыта. И она действительно оправдалась. Явление оказалось вызванным из его условий.
Первыми прилетели в улей две пчелы с синими метками. Они стали кружиться на сотах, описывая маленькие простые круги. Следом появились красные. Они отдали приемщицам принесенный сироп и начали выписывать восьмерки.
Все это видели потом десятки людей сотни раз. Сомнений в точности ответа не было. Изменения концентрации сиропа не влияли на фигуры танца. Ближние - кружились, дальние - виляли, рисуя восьмерки.
Была сделана еще одна проверка: сироп в кормушках заменили пыльцой. И все равно синие кружились, а красные, прилетавшие издалека с корзинками обножки, выписывали восьмерки. В следующей серии проверок "синюю" кормушку с сиропом стали отдалять от улья, "красную" начали приближать.
И каждую новую позицию кормушек в поле оказалось возможным проследить по изменениям фигуры и движений танца меченых сборщиц в улье. Танец "синих" стал постепенно переходить в восьмерку с ровным бегом в полукружиях и вилянием брюшка в прямых. Танец "красных" стал все больше приближаться по форме к простому кружению. После того как кормушки окончательно обменялись местами, сборщицы тоже изменили танец; теперь все "синие" виляли в восьмерках,, а все "красные" кружились в спиральном "о".
Однако из этих наблюдений у стеклянного улья неясно еще было, как совершается процесс, который Павлов называл переходом с передаточного провода на приемный.
Видно было только, как пчелы, возбужденные кружениями и виляниями тела танцовщицы, вприпрыжку спешили за ней, повторяя ее движения, вытягивая усики и как бы ощупывая ими танцующую. Но ничто не говорило пока о том, как прочитывают пчелы указания, сообщаемые им на немом "языке" движений. Хотя многое и сейчас здесь не разгадано, уже известно, однако, что танец - это сигнал, информация, насыщенная очень содержательными подробностями. И ритм, и количество поворотов, и быстрота бега пчелы во время танца имеют, как стало ясно, определенное значение, определенный, можно сказать, смысл.
Одновременно чем дольше полет, в который вызывает пчел танцовщица, тем быстрее, тем чаще производит она во время танца виляние брюшком. При вызове в стометровый полет танцующая пчела при каждом пробеге делает не больше двух-трех виляний, при вызове в полет на двести метров - четыре, на триста - пять-шесть, на семьсот - уже десять-одиннадцать.
Можно, оказывается, глядя на танцующую пчелу, без грубой ошибки определить, с какого расстояния она принесла свой взяток.
Но ограничивалась бы информация одним только сообщением расстояния, одной только справкой о том, как далеко находится корм, за которым надлежит отправиться, и завербованным пчелам пришлось бы, покинув улей, летать по всем направлениям в поисках нужного места. В таком случае только очень немногие достигли бы цели.
Здесь исследования вступили в область открытий, которые показали, до чего многообразны направления, в каких идет в природе развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Еще недавно взаимная анатомическая приспособленность, обоюдная признанность устройства тела насекомых и цветков, которые ими посещаются, считалась наиболее показательным образцом гармонической слаженности, отшлифованной тысячелетиями действия законов естественного отбора. В танце пчел выявлены примеры еще более яркие, образцы еще более поразительные, усовершенствования еще более тонкие.
Экологические факторы среды. Их классификация.
Охарактеризуйте абиотический и биотический факторы
Живое неотрывно от среды.
Каждый отдельный организм, являясь самостоятельной биологической системой,
постоянно находится в прямых или косвенных отношениях с разнообразными
компонентами и явлениями ...
В ЕС увеличивается количество пчел на фермах
Лидер среди европейских стран — Румыния, где установлено более полутора миллиона ульев.
Количество коммерческих ульев на фермах растет, несмотря на нависшую над некоторыми видами пчел угрозу, с ...
Народный лечебник о меде
Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед. Ибн-Сина (Авиценна)
Эти знаменитые слова великого врача, поэта и естествоиспытателя древности актуальны
и сегодня. Издавна люди считали, что ...
Хотя продуктов пчеловодства довольно много, самым популярным неизменно остается мед. Между тем другие производные пчелиной деятельности заслуживают не меньшего внимания. Например, перга.