Раскопав египетские пирамиды, современные археологи обнаружили горшки, наполненные медом, который не испортился за тысячи лет. С тех пор людей мучает вопрос, действительно ли мед - это "вечный" продукт.
Количество коммерческих ульев на фермах растет, несмотря на нависшую над некоторыми видами пчел угрозу, свидетельствуют последние данные Евростата. Лидер среди европейских стран — Румыния.
Перевозить пчел на взяток можно в ульях любой конструкции. При этом пчелы сильно беспокоятся. В результате в гнезде резко повышается температура, отчего может быть запаривание расплода, обрыв сот, а раскачивающиеся рамы могут раздавить пчел и маток. Чтобы избежать этого, надо тщательно готовиться к перевозке.
Весной, когда в гнезде нет свежеотстроенных и залитых медом сот, упаковка упрощается. Характер ее во многом зависит от конструкции улья. При перевозке у пчел в улье-лежаке необходимо заполнить его полностью рамками с сушью и вощиной. Если используются рамки Гофмана, то сбоку между последней рамкой и боковой сеткой улья вставляются два клина по краям рамки, которые должны укрепить ее в улье так, чтобы рукой нельзя было покачнуть и вынуть. После заполнения гнезда и укрепления рамок на улей надевается кочевая сетка, которая прикручивается лентой или шурупами. Улей готов к перевозке. (После окончания лета пчел, летки закрывают и ульи грузят в машину.
Если на пасеке рамки обычные, без боковых выступов, то, чтобы они не качались и не сдвигались во время перевозки, их укрепляют при помощи разделителей — деревянных брусочков толщиной 12x12 мм и длиной 100 мм.
Разделители подвешивают с обеих сторон между боковыми планками рамок так, чтобы планки упирались в брусочки. Когда все разделители будут вставлены, последнюю рамку отодвигают стамеской от боковой стенки улья и вставляют толстый разделитель с таким расчетом, чтобы рамку нельзя было вынуть руками. В такой упаковке рамки будут как одно целое, и между ними сохраняется их естественное расстояние, равное 12 мм.
Мы провели учет времени на упаковку пчелиных семей в ульях. Оказалось, что на упаковку одной семьи с постановкой разделителей затрачивается 38 минут, а с рамками Гофмана — 24 минуты. Таким образом, на упаковку 100 пчелиных семей, полностью укомплектованными рамками Гофмана, двое человек затрачивают 2 — 3 дня, а с постановкой разделителей — 5—6.
Но пчеловод может не ждать, когда ему предоставят рамки Гофмана. В зимнее время он вполне может сам прибить брусочки длиной 100 и толщиной 6 мм к каждой боковой рамке и к рамкам с сушью. Этим он облегчит и ускорит упаковку пчел весной, когда каждая минута дорога. Рамки, которые будут в улье, некоторое время останутся без боковых планок (их укрепить разделителями), но они через год-два будут выбракованы и на пасеке останутся только рамки Гофмана.
В двухкорпусных и многокорпусных ульях рамки закрепляются так же, как описано выше, но надо заранее готовить корпуса в складе. Для двухкорпусных ульев готовят второй корпус из 5 рамок суши и 7 рамок искусственной вощины. На корпуса помещают кочевую сетку. За неимением ее на корпус натягивают редкую мешковину и прибивают планками. Когда надо перевозить пчел, то днем ставят корпуса и пристегивают ремнем или закрепляют каким-либо другим способом. После окончания лета пчел летки закрывают, затем грузят ульи на транспорт.
В многокорпусных ульях делается все так же, как в двухкорпусных, только в верхний корпус помещают по бокам 2 рамки с сушью, а в середину — 8 рамок с искусственной вощиной. При перевозке пчел мы всегда ставим каждой семье по 7 рамок. При этом не было случая обрыва вощины.
Поставленные сверху пустые корпуса освобождают пчеловода на новом месте от спешной постановки корпусов и магазинов.
В каком бы улье ни перевозили пчел, необходимо иметь в нем запасы меда не менее 8 — 10 кг, иначе можно заморить их голодом. Ведь во время перевозки или сразу же после нее погода может испортиться и пчелы вынуждены будут сидеть в ульях. При наличии запасов они могу развиваться, а без него сначала выбросят расплод, а потом и сами погибнут с голоду.
Пчелиные семьи можно перевозить на любом виде транспорта. Но наиболее распространенными являются грузовые автомашины и тракторы с тележками или санями.
Перед перевозкой на борта ставят дощатые щиты до 1,5 м высотой (как для перевозки скота). Щиты вставляют в специальные гнезда или одевают на борта, их можно также прибивать гвоздями. Задний торцевой щит ставится после полной загрузки кузова ульями.
Когда лучше отстраивать соты
Отстройка новых сотов — одна из главных работ на пасеке. От нее зависит сбор
меда и воска. Основная часть работы должна быть сделана до начала главного взятка,
во время цветения одуванчика, гулявн ...
Мед как косметическое средство
Во вступлении к этой книге мы упомянули о том, что красавицы далекого прошлого
использовали мед для того, чтобы продлить свою молодость, сохранив юные краски лица,
нежные руки, великолепную грудь ...
Использование медосбора
к медосбору мощные, свободные от роевого состояния семьи, пчеловод должен наиболее
полно использовать их на сборе меда. Для этого необходимо, чтобы пасека была расположена
вблизи богатых источнико ...
Хотя продуктов пчеловодства довольно много, самым популярным неизменно остается мед. Между тем другие производные пчелиной деятельности заслуживают не меньшего внимания. Например, перга.